8 ноября состоялось совместное заседание всех комитетов и комиссий ЗакСобрания, где рассмотрели прогноз социально-экономического развития области и « в нулевом чтении» проект бюджета Иркутской области на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов. Что порадовало в подробном докладе министра финансов Н.В.Бояриновой по проекту бюджета?
Порадовало новшество, которого давно добивались депутаты и муниципалитеты: вся сумма в 99 млрд руб, предусмотренная муниципалитетам для выравнивания и для поддержки сбалансированности местных бюджетов, будет распределена в областном бюджете уже на входе в 2023 год, чтобы муниципалитеты, формируя свои бюджеты, точно знали, на какую поддержку областного бюджета они могут рассчитывать. Здесь надо отдать должное твердой позиции председателя областного правительства К.Б.Зайцева, который муниципалитеты и депутатов услышал..
У меня, как и у нескольких моих коллег, проект областного бюджета на 2023–25 годы вызвал два ключевых вопроса к областному правительству:
1) В бюджете на 2023 год не запланирован капитальный ремонт новых, прошедших в текущем году рейтинговый отбор объектов образования, культуры и спорта. В представленном проекте областного бюджета, мы видим субсидии муниципалитетам только на завершение капремонта объектов, переходящих с текущего года.
Отвечая на этот вопрос, председатель правительства К.Б.Зайцев, отметил, что дополнительные средства на капремонты могут быть выделены, если появятся дополнительные доходы, с ростом к запланированным. В то же время, вся мы понимаем, что если такие дополнительные средства появятся в середине года, капремонты планировать будет поздно, учитывая длительную конкурсную процедуру.
2) Не менее важен и другой вопрос – предлагаемая минфином методика расчета субсидии на зарплату работникам муниципальных учреждений, муниципальным служащим не отражает реальной потребности муниципалитетов, поскольку за основу взято исполнение по факту за 9 месяцев, в то время как в 2022 году реальную сумму зарплаты можно увидеть только по оценке исполнения за год. По расчетам финансистов Братска, при применении такой методики образуется дефицит средств на зарплату в сотни миллионов рублей, который покрыть будет нечем.. Точно такая же ситуация ожидаема и у всех других муниципалитетов, но пока от минфина мы лишь услышали совет : расходы местных бюджетов планировать, исходя из приоритета первоочередной выплаты заработной платы. Не получил я и определенного ответа по срокам обещанной корректировки бюджета текущего года, которой так ждут муниципалитеты..
Есть и другие вопросы, решение которых будем искать в процессе дальнейшей работы над бюджетом.
В общем, нам предстоит, а точнее, уже начата активная работа по подготовке предложений к внесенному правительством проекту закона о бюджете во всех комитетах и комиссиях ЗС, в результате которой будет сформирован и рассмотрен в нашем бюджетном комитете пакет поправок к законопроекту.
В целом, основные параметры бюджета – почти на уровне нынешнего года, прогноз по доходам и, соответственно, по расходам – осторожный. Поэтому, мы попросили Контрольно-счетную палату Иркутской области сделать сравнительную оценку нашего проекта бюджета с бюджетами других субъектов, входящих в состав Сибирского федерального округа.