Война и мир. Мнение

ВОЙНА И МИР мнение

У  каждого предательства есть своя логика. У каждого вырождения есть своя история. И, как говорили классики марксизма, всё это подчиняется законам диалектики. Когда только начинался проектик «Гражданин Поэт» и его участники устраивали бугагашечки для жрущей публики в бриллиантах где-нибудь в Барвихе, было понятно, куда всё это будет двигаться — потихоньку, полегоньку. От как бы сатирических виршей «про нашу жизнь» прямым ходом к мерзостной издёвке над вещами, которые в России считаются святыми.

Это та самая теория «пластикового стаканчика». Нужно ли арестовывать юного балбеса за то, что он кинул на демонстрации пластиковый стаканчик в полицейского? Вроде бы нет. Хотя умные люди говорили сразу: сегодня — стаканчик, завтра — «коктейль Молотова» (что там, кстати, с этой девушкой, которая таки кинула «молотова» на Пушке?). Потому что это не стаканчик, а проламывание границ возможного. Проба.

И где была та грань, после которой типа сатира превратилась в свою противоположность — в мерзкую вражескую пропаганду? Возможно, что для стихоплётов и «артистов ртом» всё произошло 24 февраля, когда они проломили границы не то чтобы творческие, а буквальные и ломанулись на выход: автор Быков — прямиком в Америку, продюсер Васильев — в Прибалтику, актёры — кто куда пристроился. Разбежались как тараканы. И только один из самых талантливых из этой творческой группы — Михаил Ефремов — остался на Родине. Не совсем по своей воле, но таки остался.

Но спираль предательства и безвкусицы продолжала закручиваться. Для того чтобы понять, что такое диалектика, не надо читать Гегеля — просто посмотрите на то, как беглый актёр Смольянинов исполняет в рамках проекта гнусную пародию на «Тёркина» Твардовского, сидя в солдатской форме.

Сатира, пародия — вообще-то уважаемые жанры, хоть и находятся всё время на грани. Но это не пародия, и это не сатира. Как Смольянинов, который играл в «9 роте» советского солдата, теперь антисолдат, то есть конкретный враг собственного образа советского героя, так и автор виршей мосье Быков мнит себя анти-Твардовским. Это слишком пафосная задача для американского профессора Быкова: слишком несопоставимы уровни таланта. Одно дело — дристать вирши по заказу тоннами, как в цирке, другое дело — формулировать то, что ты знаешь, будучи реальным солдатом Великой Отечественной. Несопоставимо вообще. Разные миры.

Стихами Твардовского лечила свои раны страна, вирши Быкова «на тему» — это нечто вроде мочеиспускания на могилу. И когда кто-то сомневается в наличии разума у такой категории граждан, как «актёры», после Смольянинова с ними просто трудно спорить: всё меньше аргументов. Ну про совесть уже даже смысла нет разговаривать.

И вот сидит такой Михаил Ефремов… ну, в общем, там, где он сидит, — на Родине. Не в Америке, не в Риге и даже не в Грузии, и думает: «Слава богу, пронесло». Потому что бог миловал — не участвовать в этом проектике и дальше, до полной потери совести и вкуса. Всё-таки он из приличной семьи — и ему вот это всё безобразие по требованию продюсера исполнять было бы совершенно не в кассу. Жизнь — странная штука, и порой тюрьма спасает от гораздо большего позора. Оттуда можно вернуться приличным человеком, искупившим вину и т. д. А после такого не отмоешься никогда. Счастливчик Михаил, что и говорить. Я вообще думаю, что если у него есть время и возможности посмотреть это издевательство над подвигом русского народа, то он сам в ужасе от того, что творят его бывшие коллеги.

Как пишет русская писательница Татьяна Соломатина, «если вы не содрогаетесь от Смольянинова и Зильбертруда — вы уже не человек». И это накладывает на самом деле ответственность на всех, кто кричал: «Это всего лишь пластиковый стаканчик!».

Игорь Мальцев, российский писатель, публицист, журналист, автор Telegram-канала @fuckyouthatswhy


Наш Братск. Новости Братска