«Оскар» деформирован так же, как и Нобелевская премия. И не потому, что её дали Муратову или Светлане Алексиевич, а также Обаме. А они кому-то не нравятся. И не потому, что его дали Певчих и Гроздеву за фильм о Навальном.
«Оскар» деформирован так же, как WADA. Когда в искусство, как и в спорт, уже финально и окончательно приходит политика. Политика оттопталась не только на допинговых скандалах, но и на допуске трансвеститов к женским соревнованиям.
Художественная ценность триумфатора «Всё везде и сразу» лишь в том, что Голливуд начинает покупать китайских актёров, чтобы через постиронию деконструировать понятие традиционных семейных китайских ценностей. Как у операции «ценность» у этого контента есть.
Подчинение Голливуда политике — вещь не новая. Ну а мы не снобы. Бывает и подчинение политики искусству.
Например, Буш-младший повесил в 2006 году Саддама во многом за панно в багдадском отеле, созданное в 1991 году, с изображением лица его отца, Буша-старшего, о которое все вытирали ноги (художницу, изобразившую Буша-отца, просто взорвали ракетами). Или когда в Портленде (Орегон) появляется мост Фландерса («Симпсоны»). Всякое бывает.
Но любое подчинение неминуемо рано или поздно сказывается на качестве.
Остановить себя, когда ты задавил человека или индустрию, уже очень сложно. Сначала рекомендации, чтобы «Оскар» получали афроамериканцы, затем — чтобы «Оскар» получали фильмы про геев.
Дело ведь не в том, что Дензел Вашингтон — плохой актёр. Он отличный. Или что в истории Харви Милка нет драматизма. Он есть. Дело в том, что подчинение в искусстве — это внешнее правило. Нельзя снимать Джонни Деппа, нельзя снимать Кевина Спейси. Это правило. Внешнее. Нужно, чтобы были фильмы про Ваканду. Кому?
Вот режиссёр Райан Куглер — афроамериканец, снимающий кино про афроамериканцев, в котором даже сценаристы — афроамериканцы. «Чёрная Пантера» получает три «Оскара». А великий фильм «Прислуга» — один.
Хотя он тоже политический, тоже про афроамериканцев. Просто он вышел в 2011 году. Разница в 12 лет между ними — пропасть. Пропасть в деформации индустрии из-за новых политических правил. В качестве этой индустрии.
Казалось бы, как так? Но если франшиза Marvel собирает многомиллионную аудиторию, то вне зависимости от художественной ценности на этот убер нужно легализовать и политическую повестку.
Никакой. Фильм. Документальный. Про Навального. Никогда. Не получил бы «Оскар». 20 лет назад. Его бы даже в лонг-лист не включили.
Деформация приводит к деградации.
Telegram-канал «Караульный» @karaulny