Братск – город энергетиков: чьи имена носят улицы северной столицы Приангарья

Братск неразрывно связан с мощной энергетической инфраструктурой. В основе его жизни – гидроэлектростанция, которая и сегодня, спустя более полувека после строительства, входит в число крупнейших в России. В современных условиях на Братской ГЭС и ТЭЦ‑6, которые теперь входят в состав энергохолдинга Эн+, работают тысячи братчан, связавших жизнь, как и их предшественники, с энергетикой. В преддверии их профессионального праздника мы решили вспомнить, с чего всё начиналось, и чьи имена сегодня сохранились в истории города.

Во второй половине 20-го века Братск и Братская ГЭС были известны во всех уголках Советского Союза. История нашего города отражена не только в кадрах кинохроники, музеях и их экспонатах. Ярким примером тому служит центральная улица жилого района Энергетик имени Ивана Ивановича Наймушина.

На его счету немало строек, но главная из них – возведение жемчужины нашего города, которая сейчас входит в крупнейший российский энергохолдинг Эн+, основанный Олегом Дерипаской. За выдающиеся успехи и заслуги в области гидротехники Ивану Ивановичу присудили звания Героя Социалистического труда и заслуженного строителя РСФСР. Сегодня имя Наймушина известно всем братчанам.

Оксана ИОНОВА, старший научный сотрудник музея Братскгэсстроя и города Братска: «Братскую ГЭС возводили в глухой тайге. Здесь абсолютно не было никакой инфраструктуры, и построили её очень и очень быстро. То есть первое перекрытие состоялось в 1957 году, а в 1967 её уже принимали в промышленную эксплуатацию с оценкой “отлично”. И к этому моменту она полностью выработала все средства на неё затраченные. Это была действительно всесоюзная комсомольская стройка, на которую съехалась тысяча рабочих, молодёжи, комсомольцев со всего Советского Союза. Ну и наш город появился благодаря строительству Братской ГЭС».

Ещё одной улице Энергетика присвоено имя главного инженера Братскгэсстроя – Арона Марковича Гиндина. К 1954 году на его счету уже было строительство 16 электростанций. А в 1955‑м Арон Маркович в числе первых прибыл на строительство Братской ГЭС. Под его руководством впервые в практике мирового гидростроения реку Ангару перекрыли зимой. Символично улица Гиндина идёт в противоположную сторону от Наймушина, образуя единую дорогу. По воспоминаниям современников, Иван Иванович и Арон Маркович были совершенно разными людьми. Их нельзя было назвать друзьями, но их уважали, ведь Наймушин и Гиндин рука об руку шли к общесоюзной цели. Наследие энергетиков-первостроителей сегодня продолжают тысячи братчан – работники современной Братской ГЭС.

Никита ЕГОРОВ, инженер-конструктор производственно-технического отдела Братской ГЭС (входит в Эн+): «Это были суровые люди, потому что построить такое грандиозное сооружение… Вроде бы сейчас на улице морозы в 30 градусов стоят, а в то время были 50 и выше. И народ каждый день работал, лили бетон. А бетона здесь налито 4 585 000 кубометров. И который лился непрерывно. То есть сами понимаете, какая это была работа. Многое изменилось уже, потому что мы не стоим на месте. Прогресс есть прогресс. Много, что меняется, модифицируется, и сама станция у нас сейчас по технологиям не уступает даже каким-либо зарубежным станциям».

Одним из примечательных инженеров, внёсших вклад в историю Братска, стал Вадим Михайлович Малышев. В его честь своё имя получила улица в Центральном районе города. Жизнь Вадима Михайловича была недолгой, но очень продуктивной. Он занимался изучением Ангары, не как географического объекта, а как гидроэнергетического ресурса. Для своих исследований он также создал «Бюро Ангары», где стал главным инженером. Когда был разработан только схематический проект Братской ГЭС, то за его основу взяли результаты исследований Вадима Михайловича, при непосредственном его участии.

Татьяна КОЗЛОВА, заведующая зональным центром консервации библиотечных фондов: «Тогда хотели попасть сюда огромное количество молодёжи, но не все могли. Например, получали комсомольские путёвки выпускники московских вузов, например, инженерно-строительного института, и энергетического института. Не просто самые лучшие, не просто отличники, а ещё и имеющие какие-то выдающиеся заслуги. И некоторым даже не хватало путёвок, и они кидали жребий. И они занимались очень активно не только трудовой деятельностью, но и творческой, и общественной деятельностью. Мы знаем всё про известные клубы, клуб “20 век”, клуб “Глобус”. Мы знаем, что они занимались музыкой, ставили спектакли».

В историю Братска вошли имена многих первостроителей, в том числе, тех, чьими руками возводились ЛЭП в сложных климатических условиях. Одним из таких героев стал Василий Михайлович Синица. Его имя носит улица в жилом районе Падун. В Братск Синица приехал, как и все, по комсомольской путёвке. После строительства ЛЭП-500 Василия Михайловича перевели на ЛЭП-110, где он работал бригадиром электролинейщиков. О нём отзывались, как о неприметном вожаке, который верил в людей, ведь лично знал каждого.

Ещё одним известным на весь СССР бригадиром стал Борис Николаевич Гайнулин. Под его руководством отстающая от плана бригада достигла выработки в 220 % от нормы и первой в Иркутской области получила звание «Бригада коммунистического труда». В честь молодого и отважного работника Бориса Николаевича названа улица в Гидростроителе.

Сегодня в Братске насчитывается около 500 улиц, часть из них сохранила в истории имена легендарных первостроителей. Мы успели рассказать лишь о некоторых из них. Ведь на строительство Братской ГЭС ехали тысячи людей. Город стал настоящей кузницей талантливых кадров. И продолжает ею оставаться.


Наш Братск. Новости Братска