Братский драматический театр – одно из любимых мест культурного отдыха жителей города. Во многом это заслуга директора театра Любови Кудряшовой, которая уже 17 лет руководит учреждением. За эти годы театр достиг расцвета. Лишним подтверждением стала премия губернатора Иркутской области, которой Любовь Кудряшова удостоилась в номинации «За эффективное руководство». О том, как сегодня живет коллектив, директор театра рассказала в интервью газете «Областная».
Любовь Николаевна, вы вернулись с гастролей?
– Да, недавно закончились наши обменные гастроли с Балашовским драматическим театром Саратовской области. Мы прошли конкурсный отбор по проекту «Большие гастроли», организованному ФГБУК Росконцерт согласно всероссийскому гастрольно-концертному плану министерства культуры России. И нашим коллективам выделили 4 млн рублей на проезд и доставку декораций. Мы очень рады, что нашу инициативу поддержали, ведь мы договорились о таких гастролях четыре года назад. Дело в том, что художественный руководитель Балашовского драматического театра Владимир Николаевич Попов – наш земляк, братчанин. После окончания школы он получил в Санкт-Петербурге профессию режиссера. Был директором Братского театра кукол «Тирлямы», потом переехал, но не терял связь с родиной. В Балашовском драматическом театре он работает уже 23 года. Когда у нас возникла эта идея, мы пошутили, что БДТ едет к БДТ. В итоге гастроли театра в Братске состоялись с большим успехом с 18 по 24 апреля. А мы выступали в Балашове с 25 апреля по 3 мая.
Как все прошло?
– Братские зрители тепло принимали коллектив, на всех спектаклях были аншлаги. У нас в Балашове тоже были полные залы и в конце каждого спектакля бурные овации. Мы привезли на гастроли разножанровые новые спектакли – только что с премьеры «Женитьба Белугина» по пьесе Александра Островского и Николая Соловьева, экспериментальный «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова, оба – в постановке Валентина Зверовщикова, притча «Камедыя» режиссера Андрея Воробьева и «Сказки Шергина» – работа актеров Александра Ильина и Ольги Гонтаревой.
Кстати, это не первый наш успех в этом федеральном проекте, в 2021 году прошли обменные гастроли с Забайкальским драматическим театром. Такие поездки очень важны. Это не просто путешествие в другой город, но и работа на иную публику, знакомство с творчеством коллег – не как на фестивалях, фрагментарно, а предметно, обстоятельно. Все это дает невероятный творческий импульс к развитию. И наш, братский зритель получает возможность узнать творчество театра, на спектакли которого вряд ли смог бы попасть, не будь «Больших гастролей».
Теперь в Братском драматическом театре есть камерная сцена?
– В 2021 году наш театр отметил 35-летний юбилей. Тогда в рамках социального партнерства компания En+ Group при поддержке администрации города подарила сертификат на обустройство еще одной сценической площадки. Мы давно мечтали о камерной сцене и благодаря этим средствам превратили 100 кв. метров театральной гостиной в многофункциональное пространство. Сейчас здесь располагается камерная сцена на 50 мест с техническим оборудованием и кафе. С 2015 года в рамках социального партнерства с Группой «Илим» мы приводили наш театр в порядок: ремонтировали внутренние помещения, фасад, а также нашу театральную площадь. Так что сейчас театр в хорошем состоянии.
Расскажите о труппе.
– Труппа укомплектована на 100 процентов. По штатному расписанию у нас 18 артистов. Из них – одна заслуженная артистка РФ Ирина Кузнецова, которая работает с первого дня открытия. Есть еще два зрелых артиста – Владимир Куликов и Владимир Крумельницкий. У нас в труппе все сбалансировано – по возрасту, гендерному составу и амплуа. Конечно, молодые артисты иногда уезжают, чтобы попробовать себя в столице, но большинство возвращается. Кстати, Валентин Васильевич Зверовщиков, хорошо известный иркутским зрителям, уже пятый год работает в нашем театре главным режиссером. За это время он поднял наш творческий состав на хороший профессиональный уровень.
Как строится ваша репертуарная политика?
– Театр живет в активном ритме, в прошлом году выпустили 10 спектаклей. Во многом благодаря камерной сцене, которая дала нам возможность создавать постановки малой формы. Это «Рудольфио», «Иллюзии», «Письмо незнакомки», «Подарок судьбы» и другие. Наш репертуар – это в основном классика и современная драматургия в постановке молодых и перспективных режиссеров со всей России. Во многом мы – экспериментальный театр, который не боится пробовать новое и всегда старается оставаться живым и современным. Но при этом мы никогда не забываем о том, что наше искусство – это, прежде всего, пища для души.
Какой спектакль готовите к премьере?
– В прошлом году мы участвовали в режиссерской лаборатории Государственного Театра Наций, которая проходила на базе Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. На лаборатории наши артисты под руководством режиссера Алессандры Джунтини создали успешный эскиз «Метель» Василия Сигарева по мотивам одноименной повести Александра Пушкина. Сейчас начнем работать над этим спектаклем, а потом уйдем в отпуск. И откроем уже 38‑й театральный сезон этой премьерой.
Мы, кстати, из-за гастролей не проводили в этом году наш традиционный театральный фестиваль «У Братского моря» им. Геннадия Михасенко, на который съезжаются коллективы из разных городов России. Впервые он состоялся в 2016 году и уже дважды проходил отбор на региональный этап Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. Надеюсь, что мы проведем его в следующем году.
Как вы стали директором театра?
– В мае будет 17 лет, как я пришла работать в театр, но вообще-то я была его зрителем практически с самых первых постановок, ведь я коренная братчанка. После окончания Алтайского государственного института культуры по специальности «режиссура массовых представлений» я работала в ДК «Лесохимик» и «Металлург» организатором, режиссером, сценаристом и ведущей различных мероприятий. Затем меня пригласили в муниципальные органы культуры, где я получила хороший управленческий и финансовый опыт, и меня решили направить в театр, который я возглавила в 2006 году.
У меня было свое видение дальнейшего развития театра. Хотелось сделать жизнь земляков ярче, повлиять на воспитание молодежи. Мы начали приглашать на постановки режиссеров из Москвы, Челябинска, Томска, Иркутска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского. Выезжать на гастроли в Красноярск, Читу, Иркутск, Тайшет, Саянск и Усть-Илимск. А также на театральные фестивали всероссийского и международного уровней. Побывали в Улан-Удэ, Иркутске, Дубне, Сергиевом Посаде, Екатеринбурге, Великом Новгороде и Омской области. Театр – это живое искусство, и он не может существовать в вакууме.
Быть директором театра хлопотно, не жалеете, что так судьба сложилась?
– Конечно, театром руководить непросто. Но это моя жизнь, моя любовь. У нас театр – дом. Это отмечают все, кто знакомится с Братским драматическим театром – коллеги, режиссеры, критики. У нас очень дружная, сплоченная и энергичная команда. Кстати, это именно коллектив мотивировал меня подать документы на премию губернатора. Я очень рада, что получила ее, и это большая честь для меня, но во многом – это все-таки заслуга все нашей команды. Наш театр живет полноценной жизнью. У нас есть свой зритель – особенный, взыскательный и современный. Новые спектакли, гастроли, фестивали, профессиональный рост, театральные эксперименты, поиск и воплощение новых художественных форм. Без всего этого я не могу представить свою жизнь!
Газета «Областная», 17.05.2023
https://www.ogirk.ru/2023/05/17/teatr-kak-sudba/