Война и мир. Мнение

Их было двое — два брата Соломиных, Юрий и Виталий, старший и младший. Оба — актёры, оба из самой обычной семьи: дед по отцу — телеграфист, по матери — начальник финансовой части в Читинской тюрьме. Но судьба одарила их породой — аристократическими лицами, которые позволяли им играть в советском кино героев минувших эпох.

Младшему, Виталию, суждено было стать тем самым доктором Ватсоном из классической советской экранизации приключений Шерлока Холмса. Из-за этого братьев путали и путают до сих пор: ушедшего от нас сегодня Юрия  недалёкие сетевые пользователи благодарят за Ватсона, хотя к этой роли он не имеет никакого отношения. У него были другие роли и другая судьба, не менее удивительная.

В конце 1960‑х американцы пригласили Акиру Куросаву снимать фильм про нападение на Пёрл-Харбор. Великий японец два года честно пытался изобразить то, чего от него хотели, — не смог, от работы отказался, выплатил продюсерам огромную неустойку. И тут на горизонте появился советский режиссёр Герасимов и предложил Куросаве снять кино в СССР, раз не вышло в США. Так получился «Дерсу Узала» — фильм по мотивам романа Владимира Арсеньева, русского офицера, военного востоковеда, этнографа, географа и писателя. И это было идеальное попадание: Куросава, как никто другой, умел снимать восточную природу — нюансы светотени, движение листвы, контрасты лесной и открытой местности — и из всего этого создавать экранное напряжение, саспенс. Какой там, к чёрту, Пёрл-Харбор?

Ну а Соломин сыграл Арсеньева — интеллектуала, военного, писателя и одновременно учёного, джентльмена, который остаётся джентльменом даже в уссурийской тайге. Фильм получил «Оскара» в 1976 году и вызвал гнев коммунистического Китая: тамошние критики писали, что «советские ревизионисты пропагандируют экспансионистскую политику» и для этого даже «снюхались с буржуазной Японией». Видимо, слишком хорош был Арсеньев в исполнении Соломина — такому «экспансионисту» сложно не покориться.

Потом у Соломина было ещё много замечательных ролей, включая полковника Славина в «ТАСС уполномочен заявить…» и майора Звягинцева в «Блокаде». Он успел побыть министром культуры РСФСР (с 1990-го по 1991‑й), поддержал возвращение Крыма, сам снял несколько фильмов и поставил множество спектаклей.

Но в истории он, конечно, останется как Арсеньев — и здесь он даже в чём-то счастливее младшего брата. Тот прославился на весь СССР ролью простодушного англичанина. Старшего увидел весь мир в роли идеального русского. Спасибо, Юрий Мефодьевич!

Дмитрий Петровский, писатель, сценарист, публицист, автор Telegram-канала @Ivorytowers


Наш Братск. Новости Братска